В Италию вернулась ценная копия фрески Леонардо

29 февраля 2012 - Админ

Итальянские искусствоведы разыскали и вернули на родину копию известной незаконченной фрески Леонардо да Винчи "Битва при Ангиари".


Копия была сделана 400 лет назад, оригинал некогда украшал интерьер городской ратуши Флоренции.


До Нового года копия будет находиться в официальной резиденции итальянского президента - Квиринальском дворце в Риме.


На картине изображена батальная сцена: воины на лошадях сражаются за флаг. Историческая битва между флорентийцами и значительно превосходящими их по численности войсками из Милана состоялась в 1440 году. Несмотря на численное превосходство, миланцы были разгромлены небольшим флорентийским отрядом.


Искусствоведы считают, что Леонардо начал работать над картиной в 1503 году, когда экспериментировал с различными техниками написания фрески, при этом он использовал заранее заготовленные эскизы.


Однако он так и не завершил работу над фреской. Краски не держалась на стене и смешивались, в результате удалось сохранить лишь небольшой фрагмент картины.


Через несколько лет состояние фрески ухудшилось, и городские власти попросили Джорджо Вазари написать боевые сцены, чтобы заменить работу Леонардо да Винчи в Палаццо Веккьо.


Копии

Вазари, который впоследствии стал биографом Леонардо, видел некоторые эскизы художника и восторженно отзывался о них.


"Невозможно выразить, с какой изобретательностью и мастерством подошел Леонардо к изображению солдатских мундиров, гребней их шлемов, это уже не говоря о том, с каким мастерством написаны фигуры лошадей, изящную красоту которых Леонардо мог выразить, как никто другой", - писал Вазари.


Восторженные отзывы художника и его трепетное отношение к работе Леонардо да Винчи дают основание ученым предполагать, что фреска Леонардо, вероятно, сохранилась под работой Джорджо Вазари.


Сейчас представить, как выглядела картина Леонардо, мы можем только пр сохранившимся копиям. В частности, спустя 50 лет Рубенс сделал гравюру "Битва при Ангиари", которая сейчас находится в парижском Лувре и считается одной из наиболее ценных копий работы Леонардо.


"Идея того, что древние копии работы могут быть столь же важны, как и оригинал, хорошо знакома ученым", - говорит археолог и искусствовед Сальвадоре Сеттис.


"Самые ценные греческие бронзовые статуи были утрачены навсегда, и мы можем получить о них представление только благодаря римским мраморным копиям, которые были сделаны несколькими веками позже", - говорит Сеттис на лекции, посвященной судьбе картины Леонардо.


Вновь обретенная копия фрески написана на небольшой деревянной доске размером 115 на 86 см, в последний раз она выставлялась в Италии на экспозиции работ Леонардо в Милане 73 года назад, перед началом Второй мировой войны.


Затем картина исчезла. Однако итальянская полиция отследила судьбу картины, известной под названием "Доска Дориа" - по имени семьи, в коллекции которой картина находилась несколько веков.


Споры о фреске

После того как картина была украдена у ее владельцев в Неаполе, она очутилась у одного из швейцарских коллекционеров. В 1960-х годах картину отправили на реставрацию в Германию, потом, в 1970-х, некоторое время она находилась в галерее Нью-Йорка, после чего в 1990-х годах пополнила коллекцию картин в Японии.


В 2013 году работа будет выставляться в галереи Уффици во Флоренции, затем, согласно условиям соглашения между Токио и Римом, на четыре года она отправится в Музей Фудзи в Токио, где находилась в последнее время.


Тем временем во Флоренции приостановлены исследования, проходившие под руководством Маурицио Серачини. Он пытался с помощью анализа пигментного вещества доказать, что фрагменты фрески Леонардо до сих пор находятся под работой Джорджо Вазари.


Еще весной сообщалось о том, что пробы, взятые экспертами через небольшие отверстия, проделанные тонким сверлом во фреске, по словам исследователей, показали наличие черного пигмента, который итальянский мастер использовал при написании своей знаменитой "Джоконды".


Однако мэр Флоренции распорядился остановить все работы, предполагающие инвазивный метод исследования слоев пигментного вещества.


Поэтому на данный момент в споре двух групп ученых наблюдается затишье: часть исследователей полагает, что картина Леонардо сохранилась под более поздними слоями краски, другие по-прежнему утверждают, что у них есть документальные доказательства того, что картины больше не существует.


Рейтинг: 0 Голосов: 0 688 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!