Мышление

Опубликовано: 1581 день назад (24 ноября 2012)
Блог: Картины
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Мышление – это процесс отражения существенных связей и отношений, предметов и явлений. Мыслительные операции: анализ (разложение) – синтез (восстановление целого); сравнение (сопоставление); абстрагирование (мысленное отвлечение); обобщение ( объединение по признаку).
Формы мышления:
Понятие-это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.
Суждение – это основная форма мышления в процессе которой утверждается или отрицается связи между предметами или явлениями.
Умозаключение- это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения.

Виды мышления:
Наглядно - деятельностное- мышление, непосредственно включенное в деятельность, непосредственное восприятие и практическое осуществление причинно-следственных связей.
Образное- осуществляется на основе образов предметов и явлений принадлежащих опыту человека.
Отвлеченное совершается на основе отвлеченных понятий, которые не могут быть представлены образно.

Способы мышления:
Индукция - от единичных фактов к общему выводу
Дедукция – от общего суждения к частному.

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Мышление — это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида. Мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация, т.е. ситуация, для которой нет готовых средств решения. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.
Основные характеристики.
Законы восприятия и познания Истины | АКЦИЯ " ПОРТРЕТ НА ХОЛСТЕ В ПОДАРОК!"
Валентина Анисифорова # 4 декабря 2012 в 15:43 0
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий, и такими - которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления.
Мышление - это познавательный психический процесс, представляющий собой опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания.
Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение возможно потому, что все свойства объектов действительности связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном. Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Философские понятия материи, движения, закона, явления, качества, и т.д. - широчайшие обобщения, выраженные словом. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям).
Мышление - это высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств в мозг поступает информация. Содержание информации перерабатывается им. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит прежде всего в обособлении предмета или его конкретного признака, и установлении существенного, общего для многих предметов.
Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение.

Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности.
Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.
В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему.
Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи. Последние связаны с возбуждениями в речедвигательной зоне коры головного мозга. Особенностью внутренней речи является ее сокращенность, конспективность, свернутость. Но при возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или громкую речь. Это позволяет лучше анализировать и закреплять абстрактный речевой материал: формулировки, условия задач и т.п.
Язык является средством абстрагирования, отвлечения существенных признаков предметов, средством фиксации и хранения знаний, средством передачи знаний другим людям. Только благодаря языку общественно-исторический опыт всего человечества становится достоянием отдельного индивидуума. Орудием мышления является значение слова.
Мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в общественных условиях существования человека, оно основано на знаниях, т.е. на общественно-историческом опыте человечества.
Виды мышления и критерии их классификации.
Важно понимать, что мышление - качественно разнородный процесс, соотношения между разными видами мышления являются очень сложными.
Валентина Анисифорова # 9 декабря 2012 в 01:43 0
В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как:
1) генезису развития;
2) характеру решаемых задач;
3) степени развернутости;
4) степени новизны и оригинальности;
5) средствам мышления;
6) функциям мышления и т.д.

1. По генезису развития различают мышление:
• наглядно-действенное;
• наглядно-образное;
• словесно-логическое;
• абстрактно-логическое.
Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.
Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.
Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.
Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.

2. По характеру решаемых задач различают мышление:
• теоретическое;
• практическое.
Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений.
Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.
Теоретическое мышление - это познание законов и правил. Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

3. По степени развернутости различают мышление:
• дискурсивное;
• интуитивное.
Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.
Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

4. По степени новизны и оригинальности различают мышление:
• репродуктивное
• продуктивное (творческое).
Репродуктивное мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.
Продуктивное мышление - мышление на основе творческого воображения.

5. По средствам мышления различают мышление:
• вербальное;
• наглядное.
Наглядное мышление - мышление на основе образов и представлений предметов.
Вербальное мышление - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами. Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.

6. По функциям различают мышление:
• критическое;
• творческое.
Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.
Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.
Валентина Анисифорова # 11 января 2013 в 05:27 0
Типологические классификации мышления

(по содержанию используемых средств)
наглядное вербальное
(по степени соответствия реальности)
реалистическое аутистическое
(также “эмоциональное”, по Майеру)
(по характеру протекания)
интуитивное аналитическое
(по характеру задач)
практическое теоретическое
(по степени новизны продукта мышления)
продуктивное репродуктивное
(по степени сознательного контроля и управления)
произвольное непроизвольное

Функциональные классификации мышления.
а) творческое - критическое
б) абстрактное и конкретное (Гольдштейн)

Генетические классификации мышления.
Выделяют три уровня развития мышления, различающиеся по форме предъявления объекта и способам познания мира:
1) наглядно-действенный (через практическое действие с объектом)
2) наглядно-образный (с помощью образных представлений)
3) словесно-логический (с помощью логических понятий и знаков)

В психологии принято выделять три вида мышления:
• Практическое,
• Конкретно-образное (художественное)
• Абстрактное (словесно-логическое)

1. Практическое мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной деятельности людей. Это прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Характерными особенностями практического мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.
2. Конкретно-образное (художественное) мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.
3. Абстрактное (словесно-логическое) мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.
Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты практическое, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, вид мышления.
Мышление неразрывно связано с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо.
Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает поставленные перед ним жизнью задачи.
Мыслительные опреации очень разнообразны:
• анализ,
• синтез,
• сравнение,
• абстрагирование,
• конкретизация,
• обобщение,
• классификация.
Валентина Анисифорова # 14 января 2013 в 09:48 0
Наиболее авторитетной и разработанной теорией развития мышления является теория Ж.Пиаже.

Основные идеи и понятия этой теории.
Принцип равновесия как характеристика, которая обусловливает развитие на каждой стадии.
Идея структур и функций. Структуры как некая внутренняя конструкция, характеристика субъекта мышления, определяющая его развитие на каждой из стадий. Ребенок “воспринимает” из внешнего мира только то, что соответствует сформировавшимся у него структурам. Новые структуры формируются на основе действия.
Функции - это способы взаимодействия со средой. Их две - организация и адаптация. Организация как необходимый способ структурирования. Адаптация - динамический аспект взаимодействия.

Две формы адаптации:
• ассимиляция (включение нового объекта в уже существующие схемы)
• аккомодация (приспособление схем к новому объекту).
Функции неизменны в течение всей жизни, структуры складываются в процессе жизни, накопления опыта, качественно различаются на разных стадиях развития.
Само развитие - это смена господствующих умственных структур.
Эволюция детского мышления идет от “реализма” (интеллектуальный “реализм” - ошибочные идеи причинности, выведенные из непосредственного наблюдения; моральный “реализм” - суждение о поступках по их последствиям, а не намерениям) к объективности (отделение своего “Я” от объективного мира), реципрокности (понимание различных точек зрения) и релятивности (относительность оценок).

Эгоцентризм - важное качество детского мышления, обусловливающее его своеобразие. Эгоцентризм - это мышление “со своей точки зрения”, непонимание ее относительности, субъективности.
Эгоцентризм показывает, что внешний мир не действует непосредственно на ум субъекта, что для истинного понимания причинности важна внутренняя активность.

Социализация (по Пиаже) - это процесс адаптации к социальной среде через сотрудничество, кооперацию, которые приводят к пониманию и осознанию ребенком других точек зрения на вещи, отличных от его собственной.

Стадии развития интеллекта:
1) сенсо-моторный интеллект (0-2 года) - практические действия с объектами приводят к формированию “схем действия”, навыков оперирования с объектами. “Группировку” составляют движения ребенка.
2) дооператорный интеллект (2-8 лет) - овладение символическими средствами (речью, знаками), мышление еще непосредственно связано с “материалом”, наблюдаемыми результатами действий. Мышление эгоцентрично.
3) стадия конкретных операций (8-12 лет) - характеризуется “группировкой” наглядных представлений. Появление “обратимости” интеллектуальных операций. Однако для выполнения умственных операций необходимо, чтобы данные для последующего рассуждения находились в поле восприятия.
4) стадия формальных операций (с 12 лет) - переход к “операциям с операциями”.Формируется дедуктивный метод рассуждения на основе абстрактных посылок. Равновесие более устойчиво и гибко. “Группировка” логических операций.
Психологическая сущность мышления и его особенности
Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, в структуре психики человека относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности. Традиционные в психологической науке определения мышления обычно фиксируют два его существенных признака: обобщенность и опосредствованность.
Т.е. мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории. Суть мышления - в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира.
Валентина Анисифорова # 17 января 2013 в 02:32 0
Специфичность мышления заключаются в том, что:
• мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования;
• лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира;
• мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность.

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:
• носит опосредствованный характер;
• всегда протекает с опорой на имеющиеся знания;
• исходит из живого созерцания, но не сводится к нему;
• в нем происходит отражение связей и отношений в словесной форме;
• связано с практической деятельностью человека.
Формы мышления

В психологической науке различают такие логические формы мышления как:
• понятия;
• суждения;
• умозаключения.

Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть:
• общими и единичными;
• конкретными и абстрактными;
• эмпирическими и теоретическими.
Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки. В зависимости от типа абстракции и обобщений, лежащих в основе понятия бывают эмпирическими или теоретическими. Эмпирическое понятия фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.
Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя.

Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение: "Металлы при нагревании расширяются" - выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов.
Суждения образуются двумя основными способами:
• непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;
• опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений.
В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: "Этот стол коричневый". Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.
Суждения могут быть:
• истинными;
• ложными;
• общими;
• частными;
• единичными.
Истинные суждения - это объективно верные суждения. Ложные суждения - это суждения не соответствующие объективной реальности. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: "Все рыбы дышат жабрами". В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: "Некоторые студенты - отличники". В единичных суждениях - только к одному, например: "Этот ученик плохо выучил урок".
Валентина Анисифорова # 15 февраля 2013 в 00:00 0
Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: "Все металлы - электропроводны. Олово - металл. Следовательно, олово - электропроводно". Различают умозаключение:
• индуктивное;
• дедуктивное;
• по аналогии.
Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу.
Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.
Индивидуально-психологические особенности мышления
Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные особенности. Эти особенности у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического). Кроме того, к индивидуальным особенностям мышления относятся также и такие качества познавательной деятельности как:
• продуктивность ума;
• самостоятельность;
• широта;
• глубина;
• гибкость;
• быстрота мысли;
• творчество;
• критичность;
• инициативность;
• сообразительность и т.д.
При этом быстрота мышления - это скорость протекания мыслительных процессов.
Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить новый вопрос или проблему, а затем решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.
Гибкость мышления - способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности.
Инертность мышления - качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.
Темп развития мыслительных процессов - минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.
Экономичность мышления - число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.
Широта ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.
Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.
Последовательность мышления - умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.
Критичность мышления - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.
Устойчивость мышления - качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.
Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции. Эти индивидуальные особенности мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.
Валентина Анисифорова # 24 апреля 2013 в 01:44 0
Основные подходы к изучению познания: теории мышления.
I. Механистический подход. Его основные характеристики:
1) перенос объяснительных механизмов фукнкционирования любых психических процессов на мышление
2) “бессубъектность” мышления (не учитывается внутренняя активность субъекта).
3) реактивность, внешняя обусловленность мышления
4) подмена объяснения процесса его моделированием
5) отсутствие специального языка анализа мышления

Механистический подход представлен тремя теориями:

1. Ассоцианизм (структурализм).
Исходные элементы опыта - чувственные представления. Между ними устанавливаются ассоциации. Осн. закон ассоциаций - сила ассоциаций зависит от их повторяемости. Ассоциации образуются: по сходству, контрасту, пространственной и временной близости, по отношению (причинности и т.п.). Мышление есть ассоциация чувственных представлений. Так, понятие образуется через ассоциацию представлений, суждение - через ассоциацию понятий, умозаключение - через ассоциацию суждений.
Теория “наложения фотографий”. При ассоциировании нескольких представлений их общие, существенные признаки усиливаются, образуя понятие.
Теория диффузных репродукций (Г.Мюллер). Чувственные представления вызывают у человека диффузный поток ассоциаций. При наложении (репродукции) этих потоков выделяются признаки для образования понятия.
Осн. пункт критики: Отождествляется понятие “общего” и “существеннного”.

2. Бихевиоризм. Мышление выступает в следующих видах: как научение (первая стадия выработки навыка решения практической задачи), как безгласное поведение (“речь минус звук”). Мышление отождествляется с “поведением крысы, впервые помещенной в лабиринт” (хаотичный перебор, пробы и ошибки, случайное нахождение решения, которое подкрепляется).

3. Информационная теория мышления (первые варианты).
Мышление как процесс переработки информации через оперирование с условными символами. Решение задач как реализация алгоритмической программы (в т.ч. мыслительной). Моделирование мыслительных процессов по аналогии с компьютером, через анализ информации на “входе” и “выходе”, сведение мышления к элементарным информационным процессам. Все вышеописанные подходы развивались в направлении большего учета субъекта, его активности:
(1) - внесение Джемсом идей функциональной направленности и продуктивности мышления;
(2) - введение Толменом “промежуточных переменных” как источника внутренней активности;
(3) - введение эвристик как способа сокращения перебора, ухода от жесткой алгоритмизации.
Валентина Анисифорова # 27 мая 2013 в 06:35 0
II. Телеологический подход.
Основная характеристика мышления - его целенаправленность, активность. Ставится вопрос о специфике мышления. Акцент на актуализацию прошлого опыта как основу решения задачи. Экспериментальные исследования построены на материале репродуктивных задач.

Осн.черты этого подхода:
1) внутренняя направленность субъекта на достижение цели (напр., решение задачи)
2) в мышлении происходит поиск существенного (отношения) в противоположность наглядно воспринимаемому
3) мышл. как акт усмотрения отношений элементов задачи

1. Вюрцбургская школа (Кюльпе, Бюлер, Ах, Марбе и др.).
Мышление как решение задач, как внутреннее действие. Идея интенциональности сознания выражается понятием “детерминирующей тенденции”, не подчиненной законам ассоциаций. В экспериментах эта детерминирующая тенденция определяется поставленной задачей (вопросом и поиском ответа). Вводится само понятие “задачи” и связанное с ней “представление цели”. Введение понятия “установки” как характеристики состояния испытуемого, принявшего задачу. Мышление трактуется как самостоятельный процесс, особая деятельность. Оно имеет ненаглядный, без-образный характер. Мышление - это осознание отношений, не зависимое от образных представлений.

2. Теория Зельца. Мышление как функционирование интеллектуальных операций.
Процесс решения задачи.
Первая фаза - выделение проблемного комплекса (характеристики известного - S, место искомого - P, отношения между S и P, или средство - m). Незавершенность комплекса как суть проблемы.
Постановка цели -> актуализация общих интеллектуальных операций, пригодных для осуществления цели. Осн. операции - дополнение комплекса, абстракция и репродукция сходства. Основа решения задачи - прошлый опыт.
Осн.проблема и пункт критики: этот подход с трудом приложим к решению продуктивных задач.

III. Целостный подход.
Предмет изучения - творческое мышление. Осн.вопросы - о структуре и механизмах решения творческих задач.
Представлен теорией гештальтпсихологии.
Продуктивное мышление как переструктурирование и целостная организация проблемной ситуации. Инсайт как мгновенный акт усмотрения существенных отношений между элементами ситуации. Понимание проблемной ситуации есть понимание основного конфликта задачи (противоречия между условиями и требованиями). Осн.метод - рассуждение вслух.

IV. Генетический подход.
Реализует принцип развития в психологии. Представляет развитие мышления как закономерный процесс смены качественно разных стадий, уровней. Реализован Жаном Пиаже. (Подробнее см. билет 3_13).

V. Новые подходы.
1. Когнитивный подход (Найссер).
Научная метафора - процесс переработки информации. В его основе лежит идея “человека познающего”. Общие понятия: когнитивные схемы, блоки отбора, хранения, переработки информации, эвристики и т.п.
2. Личностный (мотивационный) подход.
Идет от традиции психоанализа. Особый вклад внесла гуманистическая психология (Маслоу, Роджерс).
3. Исторический подход.
Французская социологическая школа: изучение межкультурных различий, первобытного мышления.
Культурно-историч. психология Выготского, исследования Лурии.
Проблема изучения продуктивного (творческого) мышления в гештальтпсихологии (К.Дункер).
Валентина Анисифорова # 18 июня 2013 в 17:18 0
Дункер, анализируя идеи Джемса о мышлении, а также подход О.Зельца, приходит к выводу о недостаточности так называемых “теорий третьего фактора” (первый фактор - проблемная ситуация, второй - решение, третий - тот факт, что решение удовлетворяет задаче). Ни ассоциация, ни прошлый опыт, ни “детерминирующая тенденция”, исходящая от самой задачи, не могут объяснить механизм мышления.
Дункер предлагает свою трактовку специфики мышления - оно характеризуется:
1) исследованием проблемной ситуации
2) наличием задачи
Основоной механизм решения задачи - инсайт, т.е. некое “постижение”, “проникновение” в ситуацию. Благодаря инсайту существенные черты феноменального содержания непосредственно определяются внутренними свойствами задачи. Первой и основной стадией мышления является “проникновение в конфликтные условия проблемной ситуации”, т.е. осознание истинной природы конфликта.
Заканчивается эта стадия принятием “функционального решения”.
Вторая и последняя стадия - реализация функционального решения.
Осн. метод - метод рассуждения вслух. Задачи - творческие, решающиеся “в один прием”, но требующие уточнения у экспериментатора некоторых вопросов. Введение метода “подсказки” с помощью дополнительных задач.